Отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, предпроверочный анализ

Налоговый орган выбирает для проверок тех налогоплательщиков, кто состоит на учёте в данном налоговом органе. Далее формируется план проведения проверок конкретных налогоплательщиков, выявленных в процессе отбора.

Методы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, разработанные Госналогслужбой РФ в 1997 г., были ориентированы на действовавший в то время порядок обязательных периодических документальных проверок всех налогоплательщиков и ос новывались на сочетании принципов случайного и специального отбора.

Данное сочетание давало приблизительно 50%ую эффективность проводимых проверок (получается, что каждая вторая проверка заканчи валась без обнаружения значительных налоговых нарушений).

С введением в действие ч. 1 НК РФ необходимость обязательных выездных проверок всех состоящих на учёте в налоговом органе налогоплательщиков отпала. Поэтому случайный метод отбора для проведения проверок утратил своё значение, и на первый план выступили методы специального отбора. Они обеспечивают высокую эффективность про водимых мероприятий и рациональное использование имеющихся у на логового органа ресурсов. Проводить выездные проверки целесообразно у тех налогоплательщиков, у которых велика вероятность обнаружения значительных нарушений налогового законодательства и соответственно крупных доначислений подлежащих уплате в бюджет налогов и сборов.

Однако при этом нельзя упускать из виду необходимость проведе ния своего рода мониторинга состояния налоговой дисциплины среди различных категорий налогоплательщиков. Осуществление этого (даже при полном охвате камеральными проверками всей представляемой отчётности всех налогоплательщиков) невозможно без проведения выездных проверок, отобранных методом случайной выборки.

Наиболее полного эффекта от отбора налогоплательщиков для проведения проверок можно достигнуть при комплексном использовании различных методов отбора. В свою очередь комплексное применение этих методов должно основываться на использовании всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике. Эта информация может быть получена из разных источников

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >