Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Бюджетная система Российской Федерации

Бюджет Российской империи

Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель [11, С. 81]. В XV в. с образованием Русского централизованного государства посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы. В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из велико княжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

Основу финансового хозяйства Российской империи составлял государственный бюджет («государственная роспись доходов и расходов»).

Первый в России бюджет - смета государственных доходов и расходов - был составлен в 1645 г. [3, С. 29]. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ. Вплоть до начала XX в. проект бюджета утверждался императором по докладу министра финансов, с 1906 г. утверждение бюджетной росписи входило в компетенцию Государственной Думы.

В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам. После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог заменяется подушной податью, которая взималась с лип мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов. Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог.

Менялся аппарат управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел, Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления.

Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.

В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления - земства.

Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.

Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др. Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.

Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов. Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предназначались для финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.

В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.

Городские бюджеты формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.

Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России.

На протяжении всего XIX и начала XX в. российский бюджет сводился с дефицитом. Чтобы несколько скрасить общую картину, общий бюджет подразделялся на «обыкновенный» и «чрезвычайный». К «чрезвычайным» расходам относились прежде всего расходы на ведение войн, на борьбу с последствиями стихийных бедствий и т.п., большую часть «чрезвычайных» доходов казна получала за счет внутренних и внешних займов. В результате двойного счета финансовому ведомству удавалось сводить обыкновенный бюджет с положительным сальдо, реальный же дефицит проходил по графе бюджета чрезвычайного [12].

Только после русско-японской войны и революции 1905-1907 гг. наметился устойчивый прирост бюджета в целом (доходная часть обыкновенного бюджета за 1900-1913 гг. выросла в 2 раза - см. табл. 1) [16, С. 47].

Таблица 1 Государственный бюджет России за 1900-1913 гг., млн. руб.

Годы

Обыкновенный бюджет

Чрезвычайный бюджет

Суммарный бюджет

Доходы

Расходы

Излишек (+) или дефицит (-)

Доходы

Расходы

Излишек (+) или дефицит (-)

Доходы

Расходы

Излишек (+) или дефицит (-)

1900

1704,1

1555,4

+148,7

32,6

333,8

-301,2

1736,7

1889,2

-152,5

1904

2018,3

1909,8

+111,5

385,4

830,8

-445,4

2403,7

2737,6

-333,9

1907

2342,5

2196,0

+146,5

143,0

386,6

-243,0

2485,5

2582,6

-97,1

1910

2781,0

2473,2

+307,8

24,1

123,5

-99,4

2805,1

2596,7

+208,4

1913

3417,4

3094,2

+323,2

13,8

288,7

-274,9

3431,2

3382,9

+48,3

Однако в структуре государственных доходов преобладали поступления от казенной винной монополии (в 1913 г. 899,3 млн. руб. - см. табл. 2), что свидетельствовало о слабости бюджетной политики правительства и дало основание современникам оценить российский бюджет как «пьяный» [16, С. 48].

Таблица 2 Доходная часть обыкновенного бюджета России за 1900 и 1913 гг., млн. руб.

Статьи дохода

Годы

В % к 1900 г.

1900

1913

абс.

%

абс.

%

Прямые налоги

131,9

7,7

272,5

8,0

206,6

Косвенные налоги

658,1

38,6

708,1

20,7

107,6

Пошлины

88,3

5,2

231,2

6,8

261,8

Правительственные регалии

176,8

10,4

1024,9

30,0

579,4

Доходы от казенных имуществ и капиталов

473,5

27,8

1043,7

30,6

220,4

Доходы от отчуждения государственных имуществ

0,6

0,0

2,9

0,1

483,3

Выкупные платежи

96,2

5,6

1,2

0,03

1,2

Возмещение расходов главного казначейства

71,1

4,2

116,7

3,4

164,1

Прочие статьи доходов

7,5

0,5

16,2

0,4

216,0

Итого доходов

1704,1

100

3417,4

100

200,6

В расходной части бюджета, в течение 1900-1913 гг. также увеличившейся почти вдвое, почти 60% занимали непроизводительные расходы государства (военные, по государственному долгу, на содержание полицейско-административного аппарата и др. - см. табл. 3) [16, С. 50].

Таблица 3 Структура расходной части государственного бюджета России в 1900 и 1913 гг., млн. руб.

Статьи расходов

Расходы

1900

1913

сумма

процент к общему итогу

сумма

процент к общему итогу

1

2

3

4

5

Непроизводительные расходы:

1) Военные расходы

483

25,6

965

28,5

2) Расходы по государственному долгу:

а) по железнодорожным займам

112

5,9

142

42

б) по займам на «общие государственные потребности»

205

10,8

282

8,3

Итого платежи по займам

317

16,7

424

12,5

в том числе платежи за границу

130

6,7

183

5,4

3) Расходы на содержание полицейско-административного аппарата

151

7,9

295

8,7

4) Расходы по сбору налогов

187

9,8

297

8,8

5) Прочие расходы

40

1,6

23

0,6

Всего непроизводительных расходов

1168

61,8

2004

59,1

Производительные и социально-культурные расходы

1) Вложения в государственные имущества и предприятия

572

30,2

1108

32,7

2) Бюджетные вложения в частный сектор

104

5,6

98

29

3) Расходы на просвещение

34

1,8

143

4,3

4) Прочие расходы

11

0,5

30

0,9

Всего производительных и социально-культурных расходов

721

38,2

1379

40,9

Итого

1889

100

3383

100

Царское правительство, таким образом, направляло основные средства казны на имперские цели, недостаточно заботясь о бюджетном финансировании производства и социо-культурной сферы.

Таким образом, в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее