Объективная необходимость социальной защиты населения

Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможностей, ни особенностей потребителя, кроме его платежеспособности. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства, в сферу распределения дохода и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы, инфляции.

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально- экономическая поддержка населения. В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин (болезнь, нетрудоспособность вследствие старости и т. п.).

Социальная защита это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, пола, национальности.

Главная цель - социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной ситуации.

Основным документом, регулирующим систему социальной защиты в Казахстане является Концепция социальной защиты населения в Республике Казахстан. Публикация данной Концепции является конкретным подтверждением того, что наше государство ищет способы и меры эффективного воздействия на улучшение роли государства в регулировании социальных процессов на качественно новый уровень[10].

В настоящее время, система социальной защиты населения Республики Казахстан может быть представлена в виде следующей схемы «Приложение Б».

Классификация мер по социальной защите может быть представлена по различным основаниям:

  • - по объектам распространения (по категориям населения);
  • - по характеру продолжительности (постоянные, временные и разовые);
  • - по типу финансирования (Государственный бюджет, местный бюджет, благотворительный фонд);
  • - по способу получения социальной услуги (пенсия, компенсационные выплаты, переобучение).

К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети - сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия - государственный бюджет, доплата к пенсии - местный.

По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать:

  • 1) пенсии;
  • 2) стипендии;
  • 3) пособия семьям, имеющим детей;
  • 4) пособия по безработице;
  • 5) государственное обеспечение детей - сирот;
  • 6) государственное обеспечение заключенных;
  • 7) материальная помощь в виде дополнительных выплат;
  • 8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов;
  • 9) оказание социальной услуги на дому;
  • 10) бесплатное питание;
  • 11) бесплатное лечение;
  • 12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий;
  • 13) льготная оплата коммунальных услуг;
  • 14)бесплатное или льготное обучение или переобучение;
  • 15) ночное проживание бездомных;
  • 16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте;
  • 17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов[11].

Основными задачами социальной защиты являются:

Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержкой семей с детьми и др.;

Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширения перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

Совершенствование организации социальной зашиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

Широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальной и психологической реабилитации и адаптации населения), содействие самореализации и само обеспечению, профессиональный ориентации и так далее[12].

Появляющиеся на свет дети в первое время находятся исключительно под социальной защитой семьи, если не считать единовременного пособия по случаю рождения ребенка. В настоящее время многие семьи не могут обеспечивать своим детям полноценные условия жизнедеятельности, особенно при большом числе детей в семье. Отсюда возникает необходимость в социальной защите детей и многодетных матерей со стороны государства и муниципальных органов управления.

Примером социальной защиты детей-сирот является деятельность детского фонда «Бобек» под руководством С. Назарбаевой. В частности, с ее участием международным фондом «SOS -- Киндердорф Интернациональ» в Алматы были построены первая детская деревня (открытая в 1999 г.), детский сад, который будет спонсироваться на средства друзей детского фонда «Бобек». Аналогичный алматинскому будет построен городок для детей-сирот и в Астане. При прочих равных условиях чем больше средств к существованию есть у той или иной семьи (индивида), тем меньше она нуждается в социальной защите. Поэтому постоянные, достаточно высокие текущие доходы, а также накопления (в форме собственности, ценных бумаг, банковских сбережений и других ценностей) являются самыми эффективными средствами самозащиты населения.

Опыт развитых западных стран показывает, что система социальной защиты в целом способна эффективно выполнять свои задачи при взаимодействии социального страхования, социальной помощи и попечительства. Принцип социального страхования ориентируется на предварительное финансирование оказываемой социальной помощи за счет взносов и тесную взаимосвязь между взносами и объемом оказываемых услуг. При предоставлении помощи играют роль и индивидуальные взносы, и система частичного солидарного перераспределения. При попечительстве стандартная помощь оказывается независимо от сделанных ранее взносов, побочных доходов или имущественного положения получателя. Она предоставляется в случае потери заработной платы или семейного дохода за счет средств других налогоплательщиков.

Ни одна, даже самая совершенная система страхования, не может предусмотреть все случаи социального риска, вследствие которых человек (или семья) может попасть в сложное положение. Поэтому социальная помощь как составная часть социальной защиты ориентируется на индивидуальную нуждаемость людей и предоставляется в случае невозможности для получателя выйти из бедственного положения собственными средствами. Поскольку источником финансирования социальной помощи является бюджет, масштабы ее определяются финансовым положением того или иного государства.

К наиболее общим принципам социальной защиты относятся:

  • * социальная ответственность общества и государства за обеспечение приемлемых условий жизнедеятельности всех слоев населения;
  • * осуществление в необходимых случаях медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
  • * всеобщий и обязательный характер защиты работающего населения от социальных и профессиональных рисков;
  • * тенденция расширения сферы применения системы социальной защиты ко все большей части населения[14].

Повод для предоставления денежных пособий - снижение дохода в результате старения, устойчивой потери трудоспособности, краткосрочного заболевания или производственного травматизма, а также из-за потери кормильца, рождения ребенка, безработицы. К натуральным формам социальной защиты относятся госпитализация, медицинское обслуживание, реабилитационный уход, помощь продуктами питания, топливом и др. Большая часть социальных пособий осуществляется путем социального страхования, касающегося выплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, болезни и безработице. Размер пособия часто связан с предыдущим заработком (доходом). Если индивид не имеет права пользоваться услугами социального страхования, а его фактический доход (установленный путем социальной проверки) ниже гарантируемого минимального дохода в стране, вступает в силу программа социальной помощи в форме выплаты пособий по мало обеспеченности. Сюда же необходимо отнести социальные пособия для выполнения специальных расходов, связанных с женитьбой, рождением, смертью и др.

Во многих странах помимо социального страхования и пособий по мало обеспеченности выплачиваются пособия на детей всем семьям с детьми независимо от дохода домохозяйства (иногда вместо этих пособий родителям предоставляется право на отсрочку уплаты налогов). Детские пособия - часть демографической политики, и как правило, они преследуют цель стимулировать показатели рождаемости. Элементами системы социальной защиты также является законодательство по вопросам минимальной заработной платы.

Правовая база национальных систем социальной защиты индустриальных стран опирается на общепризнанные международные нормы и стандарты в области прав человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов и др.) [15].

Зарубежная теория и практика выработала следующие основные направления рационализации предоставления социальных благ:

  • * введение единых пособий адресной направленности вместо многих дублирующих друг друга;
  • * ужесточение регламентации категории остро нуждающихся в сочетании со строгой проверкой их материального положения;
  • * переход системы социальной защиты от принципа всеобщности к принципу избирательности;
  • * сохранение общественного сектора в ведущих отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование) при расширяющихся платежах населения за услуги, ранее предоставляемые всем за счет государственного бюджета;
  • * перенос основного финансового бремени по обеспечению социальных программ с государственного бюджета (центра) на местные бюджеты (территории и местные органы самоуправления);
  • * развитие частных рыночных форм хозяйствования и некоммерческих организаций в отраслях социальной сферы;
  • * переход на подпрограммное финансирование социального сектора, использование социальных нормативов и общественного контроля за расходованием финансовых средств, персонифицированное финансирование бюджетных средств путем внедрения социальных заказов, расширение конкуренции и возможностей потребительского выбора социальных услуг;
  • * сохранение предоставления части социальных услуг на предприятиях, особенно стимулирующих труд (социальные расходы ниже в тех странах, например Японии, где фирмы играют важную социальную роль).

Система социальной защиты в Казахстане находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства[19].

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >