Ограничение дееспособности граждан

В качестве свойства, признаваемого за гражданами законом, дееспособность, как и правоспособность, не может быть ограничена иначе как в случае и порядке, установленных законом (ст. 22 ГК РФ). Общее правило, закрепленное в Кодексе, допускает ограничение гражданских прав только на основании федерального закона и только в пределах, необходимых для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Для дееспособности, как предпосылки приобретения и осуществления таких прав, основания и порядок ограничения также указываются законом. Ограничение или лишение дееспособности допускается только в судебном порядке и только по перечню оснований, определенных законом.

Ограничение дееспособности является серьезным вторжением в правовой статус гражданина со стороны государства и, поэтому, допускается законом лишь при наличии серьезных оснований.

Норма, содержащаяся в ст. 22, предусматривает не только недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности граждан иначе как в случаях и порядке, установленных законом, но и предусматривает последствия несоблюдения такого порядка. Речь идет о том, что акт государственного или иного органа, устанавливающий в нарушение закона ограничение дееспособности или правоспособности, признается недействительным.

Порядок признания актов государственных органов или органов местного самоуправления недействительными установлен в ст. 13 ГК РФ.

Правоспособность и дееспособность - неотъемлемые качества, характеризующие личность гражданина как субъект гражданского права. Поэтому и сам гражданин не вправе совершать сделки, направленные на полный или частичный отказ от правоспособности или дееспособности. Пункт 3 с. 22 более четко, чем это было ранее, определяет последствия совершения таких сделок: они ничтожны.

Дееспособность, в отличие от правоспособности, связана с определенными качествами гражданина:

способностью понимать значение своих действий, руководить ими и предвидеть последствия их совершения. Эти качества зависят не только от возраста, но и от состояния психики. Поэтому, если гражданин не может правильно оценивать значение своих действий или руководить ими вследствие психического расстройства, он может быть признан судом недееспособным (ст. 29 ГК РФ). Гражданским процессуальным кодексом установлен специальный порядок признания гражданина недееспособным (ст. 29 ГПКРФ).

Основанием для признания гражданина недееспособным является душевная болезнь или ненормальность умственного развития (слабоумие), вследствие которой гражданин не способен понимать значения своих действий и руководить ими. Однако сам по себе факт душевной болезни или слабоумия, хотя бы и очевидный для окружающих или подтвержденный справкой лечебного учреждения, еще не дает оснований считать гражданина недееспособным.

Он может быть признан недееспособным только судом, причем с заявлением в суд могут обратиться только члены семьи гражданина, прокурор, орган опеки и попечительства, психиатрическое лечебное учреждение.

Психическое состояние гражданина как единственное основание лишения его дееспособности должно быть подтверждено специальной судебно-психиатрической экспертизой. Такая процедура является важной гарантией личных прав и интересов гражданина, недопущения произвольного вторжения в его правовой статус.

Гражданину, признанному решением суда недееспособным, назначается опекун, который совершает от его имени сделки и несет ответственность как по этим сделкам, так и за вред, причиненный недееспособным. Сделки, совершенные человеком, признанным недееспособным, в силу закона являются ничтожными. Но и для этих случаев закон установил исключение из названного общего правила: в интересах гражданина, признанного недееспособным, суд по требованию его опекуна может признать такую сделку действительной, если будет установлено, что такая сделка совершена к выгоде этого гражданина.

Лишение дееспособности небезвозвратно. Если отпадут основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, суд выносит решение о признании его дееспособным и на основании этого решения отменяется установленная над ним опека.

Помимо лишения дееспособности, существует процедура ограничения дееспособности. Ограничение дееспособности также возможно лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Оно заключается в том, что гражданин лишается способности своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности, которые в силу закона уже мог иметь. Речь идет, следовательно, об уменьшении объема имевшейся у лица дееспособности.

Ограниченными в дееспособности могут быть как лицо, имевшее полную дееспособность, так и лицо, имевшее неполную дееспособность вследствие несовершеннолетия.

Ограничение дееспособности совершеннолетних граждан производится судом. Для проведения ограничения дееспособности гражданина необходимо наличие двух оснований:

  • 1) злоупотребление спиртными налитками или наркотическими средствами;
  • 2) наступившее вследствие этого тяжелое материальное положение семьи. Если же гражданин проживает один (не имеет семьи), он не может быть ограничен в дееспособности.

Ограниченному в дееспособности гражданину судом назначается попечитель. Объем дееспособности таких граждан максимально сужен: они вправе совершать лишь мелкие бытовые сделки. Совершать любые иные сделки по распоряжению имуществом (покупать, продавать, обменивать, дарить и т. п.), а также получать заработную плату, пенсию, иные доходы и распоряжаться этими средствами они могут лишь с согласия попечителя (п. 1 ст. 30 ГК РФ).

В то же время ограничение в дееспособности не влияет на самостоятельность имущественной ответственности таких лиц: они сами несут ответственность по обязательствам, вытекающим из договоров и других совершенных ими сделок, а также отвечают за причиненный ими вред.

Если отпали основания, в силу которых гражданин был признан ограничено дееспособным (он прекратил злоупотреблять спиртными напитками или наркотическими средствами, либо вследствие развода, смерти, раздела и т. п. перестала существовать его семья), суд отменяет свое решение об ограничении дееспособности и на основании этого отменяется попечительство (п. 2 ст. 30 ГК РФ).

В связи с этим сохраняет свое значение постановление Пленума Верховного суда РФ от 4 мая 1990 года (в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 года) "О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными налитками или наркотическими веществами".

Как и прежде, законом установлено, что при наличии достаточных оснований объем дееспособности несовершеннолетних граждан может быть ограничен. Это выражается в том, что несовершеннолетний гражданин в возрасте 14-18 лет ограничивается в праве или полностью лишается права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами и может делать это лишь с согласия своих законных представителей. Необходимость такого ограничения может быть вызвана различными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т. п.

Однако в новом кодексе процедура ограничения дееспособности несовершеннолетних принципиально изменена. Ранее такое ограничение вправе были устанавливать органы опеки и попечительства по собственной инициативе или по ходатайству общественных организаций и заинтересованных лиц.

В соответствии с новым законодательством решение об ограничении дееспособности несовершеннолетнего может принять только суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органов опеки и попечительства.

Ограничение дееспособности несовершеннолетнего по названным основаниям производится судом в порядке, установленном ст. 29 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Важное значение для случаев ограничения дееспособности совершеннолетних и несовершеннолетних граждан играет институт опеки и попечительства. Учитывая их огромное значение для гражданского оборота, законодатель вывел нормы об опеке и попечительстве из Кодекса о браке и семье и определил им место в Гражданском кодексе.

Этими нормами регулируются общие вопросы опеки и попечительства: цели опеки и попечительства, правовое положение и функции опекунов и попечителей (ст. 31, 32, 33 ГК РФ), определяется правовое положение органов опеки и попечительства (ст. 34), процедура назначения опекунов и попечителей, а также освобождения или отстранения их от обязанностей (ст. 35 и 39), порядок исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей (ст. 35 и 36), прекращение опеки и попечительства (ст. 40). Такая четкая регламентация всех моментов осуществления опеки и попечительства является гарантией интересов недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.

Среди норм ГК об опеке и попечительстве особого внимания заслуживает ст. 37, которая устанавливает контроль со стороны органов опеки и попечительства за действиями опекунов и попечителей по распоряжению имуществом подопечных. В этой статье четко предусмотрены границы такого контроля: без предварительного согласия органов опеки и попечительства опекун не вправе совершать, а попечитель -давать согласие на совершение сделок, которые влекут уменьшение имущества подопечного (по отчуждению имущества, в том числе дарению и обмену, сдаче его в наем - аренду, в безвозмездное пользование или залог, разделу имущества или выделу из него доли и т. п.) а также сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав (отказ от наследства, непринятие имущества в дар и т. п.).

Только с предварительного согласия органов опеки и попечительства могут расходоваться доходы подопечного. Это ограничение не относится лишь к тем расходам, которые необходимы на содержание самого подопечного.

В ст. 37 не указано, в какой форме должно быть выражено согласие органов опеки и попечительства. По аналогии со ст. 26 можно предположить, что такое согласие во всех случаях должно иметь письменную форму.

Статья 37 устанавливает не только контроль за действиями опекунов и попечителей по распоряжению имуществом подопечных, но и определенные ограничения их действий в этой сфере. Так, опекунам и попечителям, а также их супругам и близким родственникам запрещается совершать сделки с подопечным за исключением безвозмездных сделок, совершаемых к выгоде подопечных.

Новым институтом для действующего гражданского права стал патронаж над дееспособными гражданами (ст. 41 ГК РФ). Говоря об этом институте, необходимо помнить, что патронаж над дееспособными гражданами ни в коей мере не является формой ограничения дееспособности. Патронаж означает, что по просьбе дееспособного гражданина, который по состоянию физического здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, а также исполнять обязанности, орган опеки и попечительства назначает ему с его согласия попечителя (помощника). Особенность правового положения помощника заключается в том, что он исполняет свои обязанности не в силу решения органа опеки и попечительства о его назначении, а на основании договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным.

Таим образом, государство признает ограничение дееспособности серьезным вторжением в правовой статус гражданина. Учитывая, что ограничение дееспособности отдельных категорий граждан является объективной необходимостью, законодатель попытался максимально ограничить число ошибок. Важной гарантией прав гражданина является судебный порядок рассмотрения вопросов об ограничении дееспособности и признании недееспособным. Особо необходимо отметить возросшее уважение к правам несовершеннолетних граждан - если раньше для ограничения дееспособности несовершеннолетнего достаточно было решения органов опеки и попечительства, что было изъятием из общей процедуры, то теперь необходимо только судебное рассмотрение вопроса.

Выступая на страже интересов недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, законодатель значительное место уделил регламентации деятельности органов опеки и попечительства.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >