Городская инфраструктура: понятие, основные элементы. Зонирование территории города

Городская инфраструктура - комплекс инженерных коммуникаций (систем водо-тепло-газо-энергоснабжения, наружного освещения), асфальтированных дорог общего пользования, общественного транспорта, имеющегося либо проектируемого на конкретной городской территории. К градообслуживающей сфере относится городсткое хозяйство (ремонтные службы, строительство и др.). К социальной сфере - сфера обслуживания жителей (здравоохранение, образование и т.д.).

Городская среда - это комплекс условий и факторов урбанизированной среды. Ее основными факторами являются естесственные - природный комплекс, и искусственные - планировка и застройка.

Подходы к организации планировки и застройки территории города включают противопожарные подходы, особые требования к жилым застройкам и предприятиям обслуживания.

Зонирования территории города происходит по трем основным критериям: функциональному (жилая, промышленная, транспортная зоны, санитарно-защитная), правовому (фиксированному в документе назначению) и экономическому, или ценовому (с высокой, средней или низкой инвестиционной првлекательностью).

Зонирование территорий представляет собой два взаимосвязанных процесса. Один из них состоит в делении территорий на зоны с установлением границ каждой зоны. Другой - в определении в пределах каждой из данных зон правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под их поверхностью. Соответствующие зоны в современном земельном законодательстве принято называть территориальными зонами.

На территории города сформированы следующие зоны:

  • 1. Селитебная территория - место проживания населения.:
  • 2. Промышленная - концентрация основных промышленных предприятий.:
  • 3. Рекреационная - это зоны сосредоточения ценных природных объектов (реки, естественные водоемы, лесопарки):
  • 4. Центральный район - место размещения органов власти, управления и культурные учреждения.
  • 72. Социальная инфраструктура муниципального образования: понятие и сущность

Социальная инфраструктура -- совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.

Включает в себя прежде всего пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте- коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока:

  • 1. Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);
  • 2. Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);
  • 3. Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

эффективное использование трудовых ресурсов;

обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

улучшение и сохранение физического здоровья населения;

рациональное использование свободного времени людей.

К основным функциям инфраструктуры муниципального уровня относят обеспечение и удовлетворение инфраструктурных потребностей населения муниципальных образований, удовлетворение потребностей I уровня, обеспечение инфраструктурной целостности муниципального образования.

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в том, что в силу особой природы социальных услуг частный сектор не заинтересован, как правило, финансировать социальные услуги общественного сектора. Поэтому рост социальной сферы обусловлен увеличением объема бюджетного финансирования, которое в свою очередь зависит от доходной базы бюджета.

Финансирование экстенсивного расширения социальных услуг не может сопровождаться безграничным ростом социальных платежей. Граждане и предприниматели не заинтересованы в увеличении налогового бремени. Существует предел роста налоговых поступлений, после которого наступает антистимулирующий эффект и появляются застойные явления в экономике. В последнее время перспективным направлением повышения эффективности бюджетного финансирования социальной сферы становится финансирование через госзаказы, госпрограммы, фонды, гранты и контракты, которые размещаются на конкурсной основе как между государственными некоммерческими, так и негосударственными некоммерческими организациями.

Прогнозирование развития социальной инфраструктуры является важным вопросом, поскольку позволяет прогнозировать возможные расходы на развитие и поддержание социальной сферы, необходимое количество рабочей силы и т.д.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >