Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Туризм arrow Лечебная физкультура

Методы ЛФК

При построении процедур лечебной гимнастики следует учитывать, что она состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. В отдельных случаях лечебная гимнастика может включать 2--5 разделов, отражающих общие и частные особенности методики. Физиологическая кривая нагрузки строится по принципу многовершинной кривой. В первой половине курса лечения увеличение и уменьшение нагрузки выражены меньше, чем во второй половине. В течение первой четверти процедуры нагрузка возрастает, а на протяжении последней четверти снижается. На основной раздел процедуры в первой половине курса лечения приходится 50% времени предназначенного для проведения всей процедуры, а во второй половине курса лечения - несколько больше.

Для более правильного использования физических упражнений при построении методики лечебной гимнастики рекомендуют учитывать следующие приемы: 1) выбор исходных положений;

  • 2) подбор физических упражнений по анатомическому признаку;
  • 3) повторяемость, темп и ритм движений;
  • 4) амплитуду движений;
  • 5) точность выполнения движений;
  • 6) простоту и сложность движений;
  • 7) степень усилия при выполнении физических упражнений;
  • 8) использование дыхательных упражнений;
  • 9) эмоциональный фактор.

Методика применения дыхательных упражнений имеет важное значение в практике ЛФК. Дыхательные упражнения, не предъявляя больших требований к больному, стимулируют функцию внешнего дыхания.

В лечебной гимнастике дыхательные упражнения применяют с целью:

  • 1) обучения больного правильному дыханию;
  • 2) снижения физической нагрузки (метод дозировки);
  • 3) специального (направленного) воздействия на дыхательный аппарат. Единственно правильный тип дыхания -- полное дыхание, когда в акте дыхания участвует весь дыхательный аппарат.

Одним из методических условий применения дыхательных упражнений является использование оптимального соотношения гимнастических и дыхательных упражнений. Чем тяжелее состояние больного, тем чаще между гимнастическими движениями включают дыхательные упражнения.

Применять упражнения в глубоком дыхании следует после выраженных физических нагрузок. Задержка дыхания на вдохе не оправдана, а на выдохе допустима на 1--3 с, чтобы стимулировать последующий вдох. При сочетании дыхательных фаз с движениями следует принимать во внимание следующее: 1) вдох должен соответствовать выпрямлению корпуса, разведению или поднятию рук и моменту наименьшего усилия в упражнении; 2) выдох должен соответствовать сгибанию корпуса, сведению или опусканию рук и моменту наибольшего усилия в упражнении.

Занятия лечебной гимнастикой подразделяются на три части:

v Вводная часть - составляет 10-20% времени от всего занятия.

Упражнения вводной части подготавливают организм к дальнейшей нагрузке и оказывают тонизирующее воздействие на организм. Во время этой части занятия выполняются элементарные упражнения для туловища, рук, ног, малоподвижные игры, ходьба, дыхательная гимнастика.

  • v Основная часть - составляет 60-80% всего времени занятия и направлена на восстановление функций организма, улучшение трофики (питания мышц и структур позвоночника) и формирование компенсаций. В этой части занятия выполняются специальные упражнения, рекомендуемые пациентам с определенным заболеванием. Могут быть использованы элементы игры, спортивные снаряды и прикладные упражнения.
  • v Заключительная часть - составляет 10-20% от всего времени и

основными задачами этой части является снижение нагрузки, восстановление функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Выполняются дыхательные упражнения, легкая ходьба, упражнения на внимание и расслабление. [4]

Виды упражнений:

  • - активные - пациент самостоятельно выполняет упражнения;
  • - пассивные - упражнения пациент выполняет при помощи специальных тренажеров или инструктора по лечебной физкультуре.

Каждое упражнение необходимо повторять 5-12 раз. В составленном врачом или инструктором комплексе количество упражнений составляет от 5 до 12.

Рис. 1 Различные виды упражнений: 1 -- пассивные; 2 -- активные со снарядами; 3 -- активные на гимнастической стенке.

Основные упражнения для укрепления мышц брюшной стенки в положении стоя

Рис. 2 Основные упражнения для укрепления мышц брюшной стенки в положении стоя

Рис. 3 Основные упражнения для укрепления мышц брюшной стенки в положении сидя

Основные упражнения для укрепления мышц брюшной стенки в положении лежа

Рис. 4 Основные упражнения для укрепления мышц брюшной стенки в положении лежа

В различные периоды заболевания дозировки нагрузок разделяют на лечебные, тонизирующие (поддерживающие) и тренирующие:

  • - лечебные дозировки - применяют для оказания терапевтического воздействия на пораженный орган или систему, чтобы предупредить возможные осложнения и сформировать компенсацию;
  • - тонизирующие дозировки - назначают физические упражнения умеренной или большой интенсивности для закрепления, достигнутого при лечении результата и стимулирования функции основных систем. Тонизирующие нагрузки применяют после проведенного восстановительного лечения тяжелых хронических заболеваний или длительной иммобилизации (обездвиженности);
  • - тренирующие дозировки - применяют для восстановления всех функций организма и повышения работоспособности в период восстановительного лечения или выздоровления. [5]

Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) ocветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузкина ма лые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные.

С глубокой древности врачи постоянно уделяли большое внимание физической культуре. Так, в древнем Китае еще 3000 лет до н.э. методики лечебной гимнастики с основным упором надыхательные упражнения успешно использовались для исцеления больных. А в древней Индии примерно за 2000 лет до н.э. были созданы священные книги - так называемые «Веды» (по другому - «Книги жизни»), в которых досконально описывались дыхательные упражнения, входившие в часть религиозных церемоний. Все эти знания дожили и до наших дней, - так например, в Дели имеется целый научный медицинский институт, занимающийся изучением влияния дыхательной гимнастики на организм.

Особенно высокого подъема лечебная гимнастика смогла достичь в Древней Греции. Платон, Асклепиад, Геродик смотрели на целебную гимнастику как на неотъемлемый обязательный и важный компонент эллинской медицины.

Основоположнику клинической медицины Гиппократу (460-377 годы жизни до н.э.) принадлежит известное изречение:

«Чистота и гармония функций есть результат грамотного отношения суммы физических упражнений к здоровью рассматриваемого субъекта».

В древнем Риме в сборнике Орибаза (360 года н.э.) были накоплены все имеющиеся на тот момент материалы о медицине той эпохи, при этом одной только лечебной гимнастике посвящена целая книга. Особая роль в становлении лечебной гимнастики отводится Клавдию Галену (131-200 гг. н.э.) - знаменито известному врачу гладиаторской школы. Гален дал четкое и подробное описание гимнастики при различных недугах: заболеваниях костно-мышечной системы, обмена веществ, половой слабости. Он использовал для лечебных целей не толькогимнастические, но также и спортивные упражнения: плавание, греблю, конный спорт, охоту, массаж, а также труд (косьбу, сбор плодов) и экскурсии.

Значительный вклад в историю лечебной физкультуры был сделан великим таджикским врачом и философом Абу Али Ибн-Синой, более известным в Европе под альтернативным именем Авиценна (980-1037). В его многотомных трудах о теории и практике медицины большое внимание уделяется аспекту лечебной гимнастики, правильному питанию, закаливанию, отдыху, рациональному режиму жизни.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упражнения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов. (1844-1908), придавали важное значение применению физических упражнений в практике лечения.

Развитие естествознания в эпоху Возрождения способствовало усилению взора общественности и к лечебной гимнастике. В 1573 г. появляется первый учебник гимнастики Меркуриалиса («Искусство гимнастики» или «De arte gymnastica»). На более позднем этапе, стоит упомянуть немецкого терапевта Ф. Хофмана (1660-1742) - автора знаменитого афоризма: «Движения - жизнь, и лучшая медицина для нашего тела»

А также известного французского клинициста Ж- Тиссо, написавшего в 1781 г. руководство «Медицинская гимнастика, или тренинг человеческих органов по правилам физиологии и гигиены».

Наиболее активно лечебная физкультура начала развиваться в XIX в. Большую роль в этом скачке сыграла Шведская система лечебной гимнастики, разработанная П. Лингом (1776-1839), который создал в Стокгольме целый гимнастический институт. Элементы шведской гимнастики и отдельные снаряды (такие как шведская стенка, бум и прочие) используются до настоящего времени. Вторая половина XIX в. была ознаменована появлением широкого ряда оригинальных новаторских систем лечебной гимнастики. В 1864 г. Бранд (Швеция) предложил систему гимнастики и массажа для исцеления многих гинекологических заболеваний, мюнхенский профессор Ортель (1881) разработал терренкур как метод лечения болезней ССС, а в 1884 г. Зародилась так называемая гимнастика для больных с сердечными заболеваниями (Шотт).

Труды П.Ф. Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека.

В 1889 году швейцарский доктор Френкель предложил компенсаторную гимнастику для лечения недугов нервной системы. Чуть позже Зингер и Хофбауэр (1910) разработали лечебную гимнастику при заболеваниях бронхиальной астмой, бронхитом и эмфиземе легких, а Клапп - лечебную гимнастику при искривлениях позвоночника (1927). В то же время обширное распространение получила так называемаямеханотерапия (комплексы Крукенберга, Цандера, Каро и др.), которая на некоторое время даже вытеснила другие методы лечебной гимнастики.

Открытия великих физиологов - И.М.Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова (1849-1936), Н.Е.Введенского (1852-1922), обосновавших значение ЦНС для жизнедеятельности организма, - повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного человека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким методом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК. была введена в санаториях и на курортах. В 1926 т. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н.Мошков, В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).

Учебники по лечебной физкультуре И. М. Саркизова-Серазини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значение лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открываются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физкультурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (1890-1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контроля и лечебной физкультуры Центрального института усовершенствования врачей. [6]

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф. Древинг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях.

I и II мировые войны вызвали так называемые травматические эпидемии. В странах Западной Европы и Америке начали создавать«восстановительные центры», в которых лечебная гимнастика и спортивные упражнения стали основными методами лечения инвалидов. Накопление знаний в области ЛФК и нейрофизиологии, с одной стороны, и появление новых данных в отношении этиологии, патогенеза и клиники ряда патологических состояний, с другой, сделало возможным создание в 40-50-х годах XX в. принципиально новых специализированных методик лечебной физкультуры - Бобат-терапии, терапии Войта, методики проприоцептивного проторения, методов Брюнст- ром, Аффольтер и др.

Благодаря этим усилиям лечебная физическая культура нашей страны сформировалась в отдельную самостоятельную дисциплину, и теперь является неотъемлемой и неделимой частью процесса комплексного лечения, восстановления и реабилитации больных и инвалидов.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансеры для медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом, организационно-методического руководства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии - в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР - возглавил член-корреспондент АМН СССР В. Н.Мошков. Плодотворная педагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкультуры, им написаны монографии по всем основным направлениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны. [6]

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском государственном медицинском университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стоматологическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов), Российской медицинской академии последипломного образования (зав. кафедрой К.П.Левченко) и других медицинских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международных конференций, научных контактов с зарубежными специалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент С.В. Хрущев). Ассоциация ежегодно проводит международные конференции по актуальным проблемам специальности. [6]

Основными средствами лечебной физкультуры (ЛФK) являются физические упражнения (см. схема Kлассификация физических упражнений), которые делят на следующие: гимнастические, общеразвиващие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах; спортивно-прикладные: ходьба, бег, бросание мячей (надувных, баскетбольных, волейбольных и др.), прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.; игры: малоподвижные, подвижные и спортивные. [8]

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее