Технология воспитания и ее особенности

Технология воспитания - это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности.

Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур.

  • 1. Определение четкой конкретной цели
  • 2. Разработка "пакета" теоретических оснований. Если педагог понимает воспитание только как "воздействие на ребенка", как "формирование его личности", то он предпочтет технологию жесткой организации жизни и деятельности воспитанников; если же он видит в процессе воспитания механизмы личностного взаимодействия с детьми, то весь технологический арсенал его воспитания будет "работать" на обеспечение ребенку позиции субъекта деятельности и общения.
  • 3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности. В качестве этапов технологии воспитания выступают воспитательные ситуации.
  • 4. Анализ результатов .

Во-первых, следует обратить внимание на внешний вид детей, пластику их движений, позы, мимику, в которых проявляется их личностное отношение.

Во-вторых, необходимо оценивать изменения в картине физического и психического здоровья детей (самые увлекательные затеи воспитателя, если они привели к травме или невротизировали детей, никуда не годны).

В-третьих, результативность технологии воспитания нужно "отслеживать" в деятельности детей и в их взаимоотношениях; здесь проявятся не только открывшиеся способности, новые интересы, но и ценностные предпочтения воспитанников.

В-четвертых, эффективность технологии воспитания должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на "Я-концепцию" и как способствует самоопределению личности. Самыми главными экспертами результативного "продукта" применения технологии воспитания должны стать сами воспитанники. Любое общее дело стоит завершать педагогически организованными ситуациями рефлексии: что получилось хорошо; что не очень получилось и почему; что каждый лично понял и чему научился, участвуя в общем деле; что предлагает делать дальше. Настоящее воспитание происходит тогда, когда ребенок "заглядывает в себя", пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, рефлексивно обращается к своему социальному опыту.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >