Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Туризм arrow Город Жодино: вчера, сегодня, завтра

Жодино вчера

Первое упоминание о Жодино относится к 17 веку. Все попытки найти в архиве более ранние следы нашего города не увенчались успехом: их нет ни в древних документах, ни на старых картах, ни в записках путешественников. Известно лишь то, что на месте города прежде стоял лес.

Период после Люблинской унии 1569 года и Берестейской церковной унии 1596 года характеризовался усилением полонизации господствующего класса Великого княжества Литовского, и Беларуси, в частности. Одновременно из Западной Европы на Беларусь проникало множество новых влияний - Реформация, протестантизм, идеи гуманизма. В числе наиболее активных проводников западного влияния были Радзивиллы.

Сначала сын умершего в 1603 г. Крыштофа Радзивилла Януш, который путём брака с последней слуцкой княжной присоединил к своим обширным владениям Слуцкое княжество, а потом сын Януша от второго брака с германской княжной Эльжбетой Гогенцоллерн - Богуслав Радзивилл (1620-1669). Последний для нас наиболее интересен, как основатель города Жодино. жодино достопримечательность экскурсионный турист

Богуслав Радзивилл родился в Гданьске в 1620 г. В этом же году умер его отец. Через 8 лет Эльжбета вторично вышла замуж, а мальчик остался на попечении дедушки Крыштофа в Вильно, учился в Койдановской кальвинистской школе. Значительную часть своей жизни Богуслав провел за границей (с рождения до 1628 г., потом с 1637 по 1648 г.), увлёкся идеями Реформации и на всю жизнь остался убежденным кальвинистом.

Юный Богуслав обучался в рыцарской академии в Париже, участвовал в европейских войнах, был франтом и завзятым дуэлянтом, за что на некоторое время был заключен в Бастилию. До возвращения Богуслава на родину его многочисленные владения оставались под управлением администраторов и урядников.

Центром имения было местечко Смолевичи. Вторым местечком в составе имения была Волма, основанная в конце 16 века Янушем Радзивиллом.

Надо заметить, период конца 16 - первой половины 17 века отмечался значительным экономическим ростом. В это время на Беларуси появилось много новых городов и сёл, оживилась торговля.

И именно в этот период приобрел исключительное значение торговый путь, который пересекал Беларусь от Бреста до Дубровно, связывая её с Польшей и Россией. [1-343].

Богуслав Радзивилл - основатель города Жодино.

То, что основная территория Смолевического маёнтка лежала как раз вдоль этого пути, сыграло далеко не последнюю роль в жизни края. Именно в этом контексте надо рассматривать и основание нового местечка на реке Жодыня, как раз посреди дороги между Смолевичами и Борисовом.

Незадолго до 1643 г. по велению Богуслава Радзивилла началось строительство города на восточной окраине Смолевического имения. Новое местечко получило название Богуслав Поле в честь своего владельца и основателя. Первое упоминание о Богуслав Поле содержится в инвентаре за 1643 год. Никакой другой информации о новом поселении, кроме его названия, в документе нет. Некоторый свет на события тех лет проливают более поздние инвентари 1665 и 1669 годов.

Застройка местечка осуществлялась по заранее разработанному плану. В центре располагалась рыночная площадь, или просто - Рынок, от которого в разные стороны расходились улицы.

Рыночная площадь была прямоугольной и выходила одной стороной на Борисовской тракт. На тракте было отмерено 7 пляцев, которые составили ширину рынка. Длина площади составляла 12 пляцев. Кстати, современная улица Калинина от железной дороги до перекрестка с Московской улицей и есть та самая, вторая сторона древнего Рынка, и на ней по-прежнему 12 дворов.

От Рынка расходились три улицы. Вниз по Борисовскому тракту до реки Жодыни шла Борисовская улица, а в противоположную сторону - Минская. Слева от Рынка вдоль реки Жодыни была улица Жодинская.

Новосёлам Богуслав Поля предстояло обживаться практически на голом месте. На подготовленной под застройку лесной вырубке надо было выкорчевать пни, разработать участки, сложить дома и хозяйственные постройки, организовать производственную и торговую деятельность. Непросто было начинать.

Новый город ждал искусных мастеров, ремесленников и торговцев. Чтобы привлечь людей, князь Богуслав дал новому местечку неслыханую доселе «слабаду»: освобождение на 25 лет от всех повинностей и налогов.

История свидетельствует и о том, что с 1745 года в местечке Жодино существовала униатская Петропавловская церковь, приход которой только в 1859 году, через 20 лет после Полоцкого церковного собора, был переведён в православие.

В 1863 году на месте старой разрушенной униатской Петропавловской церкви была заложена новая деревянная православная церковь, освящённая в честь Святого Михаила Архангела, которая вскоре стала центром Жодинского прихода.

В 1779 году на проходящем через Жодино тракте Борисов - Минск находилась почтовая станция с 12 ямщиками и 24 лошадьми.

В 1793 году после второго раздела Речи Посполитой Смолевичская земля вошла в состав Российской империи. В этом же году была создана Минская губерния и проведена административная реформа, в результате которой основная часть маёнтка Смолевичи разделилась между вновь созданными Борисовским и Игуменским поветами, небольшая часть вошла в Минский повет. Жодино из местечка стало селом Смолевичской волости Борисовского повета Минской губернии.

Многие события империи не проходили мимо Жодино. Через него дважды следовали французские войска во время войны 1812 года.

Значительное влияние на развитие Смолевичского края оказало строительство в 1871 году железной дороги Москва - Брест. В этом же году в Жодино была возведена железнодорожная станция. Железная дорога способствовала оживлению торговли, ускоряла развитие хозяйства, ремёсел и промышленности, что, в свою очередь, привело к росту благосостояния и населения региона.

На начало 20 века хозяйство Жодино состояло из железнодорожной станции, водяной мельницы на реке Плиса, лавки, корчмы на тракте и кузницы. Население занималось деревообработкой, ткачеством, плетением, кожевенным и швейным промыслами, лесосплавом и мелкой торговлей.

Конец 19 - начало 20 столетия отмечены в истории мировой цивилизации мощным подъёмом национально-освободительного и революционного движения.

Война, революция не обошли стороной и Жодино.

В октябре 1917 года в России вспыхнула социалистическая революция.

В ноябре советская власть установилась и на Смолевичской земле.

В феврале 1918 года немецкая армия начала наступление и оккупировала значительную часть Беларуси, в том числе и Жодино, где стояла до 6 декабря 1918 года. После чего Красная Армия заняла покинутую Германией территорию, но в середине августа 1919 года Жодино оказалось под польской оккупацией. Только 9 июля 1920 года после тяжёлых боёв оно было освобождено силами 50-й бригады 16-й Красной Армии.

После возвращения в 1924 году РСФСР Беларуси Витебской и Могилёвской губерний состоялось новое административное деление на округа, районы, сельские советы. С этого времени Жодино стало центром сельского совета в Смолевичском районе.

Осенью 1920 года в Жодино был организован совхоз «Заречье», а весной 1930г. - колхоз «Красное Жодино», который насчитывал в 1932 году 74 хозяйства и 360 га земли.

В 1933 году в Жодино работали 2 мельницы, маслобойня, лесопилка, столярная мастерская и 2 кузницы. В 1935 году закончилось строительство автомагистрали Минск-Москва. К началу войны в Жодино было депо узкоколейной железной дороги.

В 1940 - 1941 гг. на правом берегу реки Плисы началось строительство ГРЭС. К началу Великой Отечественной войны были построены два барака, однако, в связи с началом войны строительство станции временно остановилось. 29 июня 1941 года Жодино было оккупировано немцами.

Нацистская идеология объявляла главными врагами рейха евреев и коммунистов. Евреи подлежали полному уничтожению. В сентябре 1941 г. во дворе бывшей школы ФЗО фашисты устроили еврейское гетто. Сюда согнали всех жодинских и судобовских евреев, около 30 человек. В течение двух месяцев они мостили камнем дорогу по улице Калинина до самого шоссе. В конце октября 1941 г. евреев на машинах вывезли за Борисов и там расстреляли.

Время от времени фашисты проводили облавы на партизан. Особенно активизировались они в 1943-1944 гг. Для участия в масштабных акциях по подавлению партизанского движения в район прибывали военные формирования из других регионов Беларуси.

В ответ на зверства фашистов на Беларуси росло и ширилось подпольное и партизанское движение. Его идейным вдохновителем и организатором была коммунистическая партия Советского Союза. Молодежное антифашистское движение опиралось на довоенные комсомольские структуры.

На станции Жодино подпольную комсомольскую организацию создал Дмитрий Кузнецов, избранный комсоргом в октябре 1942 года. Он ежедневно передавал в Смолевичский райком комсомола сведения о движении поездов по станции Жодино, распространял литературу в гарнизонах и среди населения, расклеивал листовки и сводки Совинформбюро на немецком и русском языках на дверях комендатуры и доске объявлений.

Параллельно с комсомольским подпольем, или даже чуть раньше, начали складываться подпольные группы на станции Жодино, руководящим центром которых была спецгруппа В.И. Соляника, которая впоследствии вошла в отряд «Смерть фашизму». Этот отряд был сформирован в июне 1942 года в советском тылу по решению ЦК КП(б)Б и направлен в Смолевичский район. Разведчики отряда развернули активную деятельность по созданию широкой агентурной сети по всему району, главным образом в тех населенных пунктах, где стояли фашистские гарнизоны.

Летом и осенью 1943 г. диверсионная деятельность партизан достигла невиданного размаха. В период битвы под Курском партизаны Беларуси оказали значительную помощь Красной Армии. Почти каждую ночь над посёлком раздавались выстрелы, гремели взрывы на железнодорожном перегоне Смолевичи-Борисов, где действовали бригады им. Щорса, «Дяди Коли», «Разгром», «Смерть фашизму» и другие.

В мае 1944 г. партизаны из бригады «Разгром» совершили дерзкое нападение на фашистский гарнизон в Заречье.

Весной 1944 г., когда уже было ясно, что фашистам осталось недолго хозяйничать на белорусской земле, партизаны получили задание обеспечить на оккупированных территориях весенний сев. По этому поводу с 20 по 25 апреля с населением деревень проводились беседы под лозунгом «100 процентов засева всей площади и доброкачественно!». При поддержке партизан посевная в Жодинской волости завершилась успешно.

23 июня 1944 г. Советская армия начала операцию по освобождению Белоруссии.

Освобождение Жодино произошло 2 июля 1944 года силами 352-ой и 220-ой стрелковых дивизий, а также 3-го танкового корпуса 5-ой гвардейской танковой армии 3-го Белорусского фронта.

Закончилась кровавая война, и началась новая страница в истории Жодино.

В октябре 1946 г. было принято решение о строительстве здесь завода торфяного машиностроения.

Строительство началось в июне 1948 г., а в мае 1950 г. «Торфмаш» выпустил первую продукцию. Однако небольшое предприятие просуществовало недолго.

В марте 1951 г. завод был переоборудован в завод дорожных машин - «Дормаш». На его базе 5 ноября 1958г. был выпущен первый самосвал, и завод получил название БелАЗ - Белорусский автомобильный завод.

В 1946 г. возобновилось строительство ГРЭС, первая очередь которой в ноябре 1951 г. дала ток.

В январе 1958 г. Указом Президиума Верховного Совета БССР Жодино получает статус городского посёлка.

Посёлок быстро рос. В Жодино на работу съезжались люди со всего Советского Союза. В 1961 г. в Жодино были переведены научно-исследовательские институты животноводства и земледелия. В 1962 г. начала функционировать автобаза.

Вслед за БелАЗом вступили в строй трикотажная фабрика (1975 г.), завод опорных конструкций (1979 г.), КЗТШ (1982 г.), развивались строительные организации, торговля, бытовое обслуживание.

Быстрое развитие посёлка, рост числа населения послужили основанием для придания ему 7 марта 1963 года статуса города областного подчинения.

Укреплялись старые связи, нарабатывались новые. Город не однократно принимал делегации из Германии, Италии, Франции, Дании, США и других стан мира, совершались ответные поездки.[Смотри приложение 1]

И в этих условиях городской Совет депутатов, чтобы подчеркнуть политический статус Жодино, как города областного подчинения, а также в целях придания завершенности городской атрибутике, в 1998 г. принял решение об учреждении герба города.

Был объявлен конкурс на создание лучшего проекта герба, в котором приняли участие многие белорусские художники и учащиеся жодинских школ.

Лучшими были признаны эскизы члена союза художников Республики Беларусь Владимира Попсуева.

Решением городского Совета депутатов № 62 от 22 сентября 1998 г. проект герба города был утвержден. 14 октября 1998 г.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее