Разработка турпродукта на примере реки Шуя

География реки Шуя

Шуя входит в пятёрку самых длинных рек Карелии с официальной длиной 194 километра. На всём протяжении она принимает множество притоков, самым длинным из которых является река Тарасйоки длиной 72 км.

Существуют споры о том, где берёт начало Шуя. Согласно первой точке зрения, истоком Шуи является место слияния реки Суоёки и Тарасйоки. Согласно второй, редкой точке зрения, Шуей называется участок от Игнойльской ГЭС до Логмозера, а Суойоки -- это участок до ГЭС. Именно так было обозначено на довоенных картах, а Игнойльская ГЭС и участок реки выше по течению отошли к Советскому Союзу по результатам советско-финской войны.

Главной же считается точка зрения, которая содержится в государственном водном реестре России: истоком Шуи является озеро Суоярви, а Суойоки зафиксировано как одно из народных названий Шуи.

Шуя - крупная и полноводная река Южной Карелии (в переводе с карельского - "глубокая"). Берет начало в северо-восточной оконечности оз. Суоярви, впадает в Петрозаводскую губу Онежского озера.

Общая протяженность реки 265 км, ширина до 70-100 м, на порогах сужения до 20-40 м. Протяженность Южной Шуи от озера Суоярви более 200 километров. Категория сложности реки вторая. Пороги на Шуе локальные, ступенчатые с большим количеством стоянок.

Порогов около 30, по реке они располагаются довольно равномерно. В большую воду пороги проходятся легче, в низкую сложность прохождения многих из них значительно возрастает, есть сливы до 1,5 м.

Из непроходимых препятствий на реке только Игнойльская ГЭС. На водосборе Шуи находится довольно много больших и малых озер, но не в пример другим карельским рекам она обходит их стороной. Практически в ее русло попадают лишь 3 озера: Шотозеро и Вагатозеро - в среднем течении, и Логмозеро - в самом устье.

На удалении 10-15 км река огибает с запада и юга одно из крупнейших озер Южной Карелии - Сямозеро. Здесь много исторических поселений, памятников архитектуры, археологии, истории на берегу Шуи лежит деревня Киндасово, имеющая славу «карельского Габрово».

Озеро Шотозеро - очень мелкое и самое крупное - около 40 километров по линии маршрута. И озеро Вагатозеро - менее крупное, отрезок пересечения озера по линии маршрута 8 километров. Шуя - очень популярная река, и это даже может быть ее главным недостатком, на реке часто встречаются другие туристы. К реке много подъездов, и она проходит вблизи главных дорог. На берегах Шуи и озерах много деревень, особенно в нижнем течении. Средства сплава любые, но на маршрутах, которые пересекают озера, лучше обойтись без крупных надувных судов.

Река проходит по густонаселенным местам, на многих участках она легко доступна, течет в красивых высоких берегах, изобилует пляжами и сосновыми борами. Все это вместе взятое определило роль реки как своеобразного натурального класса для отработки техники сплава на байдарках и плотах. По этим видам водного туризма на Шуе ежегодно проводятся соревнования разного ранга. Особой популярностью она пользуется у петрозаводчан и петербуржцев.

Пороги

В традиционных лоциях принято описывать каждое препятствие. Я отойду от этого правила по двум причинам: описания незначительных препятствий и самим участникам-то не очень интересно читать, а что касается рафта -- основного судна на коммерческом сплаве по Шуе -- то он просто глотает их, а из-за высокой посадки до гребцов даже брызги не долетают.

Порог Сизовский

Первое серьёзное препятствие при заброске с Хаутаваарского моста (самый распространённый вариант). Красивый порог со скалистыми берегами и хорошей рыбалкой. Байдарки здесь переворачиваются часто, но для рафта опасности нет.

На левом берегу идеальная стоянка для корпоративных групп: много места, хороший подход к воде, удобное улово для парковки большого количества сплавсредств и рыбалки.

На правой стороне место красивее, но находится на почти отвесной скале. Шикарный вид на порог, хорошая обдуваемость (защита от комаров), но затруднён спуск к воде. Есть ещё место чуть выше по берегу и вглубь, но обдувается не так хорошо.

Группам с детьми рекомендую левый берег из-за сложностей с подходом к воде. Всем остальным советую стоять на правом берегу.

И ещё один совет -- самосплавщикам: в основном сливе есть хороший такой бугор, поэтому держитесь чуть левее в языке, чтобы не сесть на него копчиком.

Порог Островной (Собачий)

Простое препятствие как по малой, так и по большой воде, но стоянки очень хорошие. Если на Сизовском всё занято, то инструктора идут до Островного: расстояние небольшое (2,6 км).

Название «Островной» получил из-за одного большого и нескольких маленьких островков, которые разбивают русло на основной поток и несколько проток между ними. Смотрятся симпатично.

Второе название «Собачий» дано из-за силуэта собаки, который можно увидеть на левом берегу порога в сумерки или туман. Силуэт частично состоит из древесно-кустарной растительности.

Основных стоянок две: на левом берегу за порогом и на острове. Если в программе баня, то на острове для неё очень хорошее место, да и подступ к воде лучше.

От порога Собачьего до ГЭС около 13 километров безмятежного плёса и одинаковых поворотов реки. О приближении к ГЭС говорит пирамидальный камень, одиноко торчащий посреди русла. После него остаётся 7 поворотов до обноса электростанции.

ГЭС старая, построена ещё финнами. Раньше на её месте находился здоровенный порог-падун Дюгу. Сейчас по малой воде видно почти всё бывшее дно Дюгу. Хотел бы я на него посмотреть! Когда много воды, она под плотиной очень круто варится, 500-метровый язык бьёт почти в берег и выдолбил здоровенный кусок.

Порог Кеняйкоски

Кеняйкоски в тандеме с порогом Кумео правит балом на верхней Шуе: только они способны перевернуть рафт. Основной каскад, высота которого зависит от уровня воды и может доходить до 2-х метров, предваряется разгонной шиверой. Очень неприятная шиверы, особенно по малой воде. Много острых камней, на входе очень мелко. Рафты на пороге рвутся часто и основательно. Осмотр обязателен, ещё лучше сигнальщика поставить -- с воды всё выглядит совсем иначе, чем с берега, порог легко вводит в заблуждение.

Можно по малой воде устроить покатушки с обносом по правому берегу, но делают это редко. Коммерческие туры здесь почти не останавливаются, а вот дикари и спортсмены встречаются.

Сейчас на пороге сохранились две памятные таблички с именами погибших и одна мемориальная плита, однако в старых лоциях и отчётах упоминается большее количество.

На выходе из порога тоже шиверы, причём по малой воде на рафте её не пройти. В этом случае я высаживаю детей и женщин (тропа под порог протоптана) и с мужским составом пробиваюсь по определённому маршруту между камней. Самая засада -- в конце. Есть там один обкатанный лоб-обливняк прямо на струе, некоторый я сажаю рафт (других вариантов нет), затем играем с экипажем весом судна и переваливаемся через валун. Всё это приходится делать на очень мощной струе, выйти с рафта всем сразу сложно -- глубина вокруг обливняка большая, сносит моментом. Есть несколько камней справа, на которые могут встать 1-2 человека.

Неприятных ситуаций на Кеняе у меня было множество, дурную славу этого коварного порога могу подтвердить. Самое опасное, если до каскадов: а) человек оказывается за бортом б) судно рвётся. Обливняки перед сливом способны развернуть рафт или катамаран лагом (боком), а подходить к каскадам опасно даже полулагом: первый каскад довернёт вас лагом окончательно, а второй уже может и перевернуть рафт.

Порог Валойне

Начинается меньше чем через километр после выхода из Кеняйкоки. Просто очень высокие валы. Весёлый, безопасный порог. В народе зовётся «Американские горки» или «Качели». Иногда можно услышать переделанное «Валонен» или «Валойнен».

Порог Сарикоски

Через 700 метров после Валойне. Переводится как «островной порог» («сари» -- остров, «коски» -- порог). Несложный, но в малую воду маневрировать надо уверенно, особенно на гружёном рафте.

Остров находится справа, стоянка на нём популярная. За порогом Шуя разливается, в разливе есть ещё один стояночный остров.

Порог Кумео

Через 2,5 километра после Сарикоски начинается Кумео -- парень вспыльчивый, но отходит быстро. В мае ему нет равных, кильнуть (перевернуть) способен что угодно и как угодно, а в августе не сложнее Сарикоски. Красив в любую воду. Впервые увидел, как инструктора привязывают вещи к рафту именно на нём. Я сам на нём не килялся, однако тема «богатств», покоящихся на дне Кумео, поднимается у нас часто. Кстати, в русско-финнском словаре слово «kumea» означает «гулкий», «раскатистый».

На Кумео несколько больших стоянок, очень удобных для корпоративных мероприятий, и пара маленьких.

Порог Юманишки

Он же «Кривой» из-за обилия поворотов. Длинный и шиверистый. Интересен в высокую воду, валы стоят очень вкусные. С падением уровня воды стихает, затем его прохождение всё больше и больше превращается в слалом. Так и норовит накинуть рафт на одну из многочисленных каменных гряд. Чем тяжелее судно -- тем будет сложнее и... скучнее: рафт будет просто глотать жиденькие «бурляшки».

Порог Большой Толли

Он же «Толь». Если бы кто-то вздумал выбрать символ рафтинга в Карелии, то им стал бы Большой Толли -- порог весёлый, мощный и безопасный. И толерантный такой -- почти в любую воду есть альтернативы прохождения: спокойно или весело. Прямо несколько порогов в одном.

В большую воду залит и проходится без особых проблем и... впечатлений. С падением уровня воды Толь становится всё вкусней и вкусней. Когда наконец показывается скала, поток падающей воды в основном сливе усиливается, перепад высоты -- тоже. Появляется улово, из которого можно сунуться под слив и неплохо поколбаситься.

Ни один корпоратив на Шуе не обходится без покатушек на Большом Толли. Развлекательный потенциал у порога очень большой.

Порог Малый Толли

Очень похож на Валойне: высокие валы без бочек, прямой и ярко выраженный слив у правого берега. Можно сунуться и по центру: в определённый уровень воды там довольно весело. В высокую воду залит. Есть возможность обноса и покатушек. Наиболее интересен в среднюю и в малую воду, когда под правым берегом появляется четкий слив с высокими валами.

Сойвож-порог

Логическое завершение большей части «двухчасовых» сплавов. Выраженного слива не имеет, плескучие мелководные волны, особенно под левым берегом. Инструктора однодневных сплавов любят подставлять левый борт под эти волны или запускают «вертолётик», чтобы поставить эмоционально-мокрую точку сплава.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >