КОНЦЕПЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕНОСТИ США

Сущность корпоративной социальной ответственности в США

Американская модель КСО за более чем вековую историю своего развития сформировала набор традиционных механизмов и форм реализации корпоративных социальных программ. Для американских корпораций характерны добровольные инициативы в области корпоративной социальной ответственности, финансирование различных проектов и программ, благотворительность, меценатство, спонсорство. Подобные виды деятельности выходят за рамки требований закона, более того, поощряются обществом и государством, в частности, компании, активно реализующие программы КСО освобождаются от ряда налогов, что закреплено на законодательном уровне.

В 1996 г. по инициативе Конгресса США ассигнования некоммерческим организациям на период 1999-2002 гг. были сокращены на 90 млрд. долл., что привело к упразднению или существенному урезанию программ социальной защиты, ограничению субсидий на строительство жилья, снижению доступа к бесплатной медицинской помощи. Правительство США обратилось к бизнес-сообществу с призывом заполнить образовавшиеся лакуны, тем более что острота проблем, связанных с бедностью, наркоманией, алкоголизмом, бездомностью и т.п., не уменьшалась. Американский бизнес откликнулся, по-видимому, осознав, что инвестиции в школьное образование, развитие физкультуры и системы социального обеспечения способствуют формированию квалифицированных кадров и в конечном счете повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Особенность американской модели КСО в том, что активность в этом направлении инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада. В то же время данная форма подразумевает законодательное поощрение социальных инвестиций в выгодные для общества сферы через соответствующие налоговые льготы и зачеты. Однако при всем при том государственное регулирование КСО минимально. Американское предпринимательство изначально было основано на максимальной свободе экономических субъектов, поэтому многие сферы общественной жизни (в том числе отношения работник-работодатель, только добровольное медицинское страхование и т.д.) остаются до сих пор саморегулируемыми. Во многих областях государственное регулирование затрагивает лишь самые основные права членов общества. Соответственно, все инициативы компаний в области КСО также являются добровольными.

Именно в Америке появились и активно развиваются различные механизмы социальной поддержки общества бизнесом, такие, например, как корпоративные фонды, аккумулирующие и использующие средства компаний для решения ряда социальных проблем. Так, американское профессиональное образование спонсируется частным сектором. Такого нет ни в одной стране мира (за исключением тех стран, где

образование, здравоохранение и т.д. финансируются государством). Это не просто благотворительность: бизнес заинтересован в инвестициях в образование, пенсионные и страховые схемы для персонала и иные социально значимые программы, поскольку такое поведение корпораций поощряется многочисленными налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне.

Получается любопытная ситуация: для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор, а между тем Америка известна своими традициями участия бизнеса и его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов на регулярной основе. Классическим примером может являться Фонд Билла и Мелинды Гейтс с капиталом почти 27 миллиардов долларов, полностью финансируемый из личного состояния супругов Гейтс для целей улучшения системообразования и здравоохранения в различных странах мира.

Таблица 2.1 Характеристика корпоративной социальной ответственности в США

Уровни ответственности

Характеристика

Экономическая ответственность

Направленность на соответствие с передовыми принципами корпоративного управления, достойного вознаграждения и защиты потребителя.

Юридическая ответственность

Невысокий уровень законодательно закрепленных правил поведения корпораций.

Этическая ответственность

Тенденции преобладания поддержки местного сообщества.

Благотворительная ответственность

Спонсирование искусства, культуры и университетского образования.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >