Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Право arrow Административная ответственность за нарушения земельного законодательства

Проверки соблюдения земельного законодательства органами Росреестра

Порядок проведения проверок соблюдения земельного законодательства и привлечения в административной ответственности органами Управления Росреестра ХМАО-Югры

Соблюдение охраны и использования земель на территории Российской Федерации, как уже было сказано ранее осуществляется уполномоченными государственными органами. На сегодняшний день, контроль за использованием охраной земель на территории РФ осуществляют: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Управление Росреестра), Роспотребнадзор РФ и специально созданные отделы Администраций городов и др. поселений (осуществляют муниципальный контроль).

В настоящее время, основными нормативными документами, регламентирующими проведение проверок соблюдения земельного законодательства являются:

Перечень нормативных правовых актов, применяемых при осуществлении государственного земельного контроля

  • · Конституция Российской Федерации;
  • · Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • · Земельный кодекс Российской Федерации;
  • · Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • · Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2004 № 172 -ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
  • · Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
  • · Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);
  • · Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;
  • · Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле»;
  • · Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • · Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1248 «О внесении изменений в правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489»
  • · Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.06.2011 № 318 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • · Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • · Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2011 № 532 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»»;
  • · Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • · Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 11.08.2010 № 313 «О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • · Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 № 178 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях».

Хочу более подробно рассказать о ходе проведения проверок соблюдения земельного законодательства, проводимых Управлением Росреестра по ХМАЮ-Югре, порядке и специфике проверок.

В первую очередь следует отметить, что существуют 2 вида проверок соблюдения земельного законодательства - это плановые проверки и внеплановые проверки.

Плановые проверки соблюдения земельного законодательства в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, обладающих земельными участками на любом праве проводятся не чаще 1 раза в 2 года (Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ), согласно утвержденных планов проверок.

Также могут осуществляться и внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства на основании поступивших заявлений, обращений, сигналов, либо на основании распоряжений органов Прокуратуры.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства проводятся только после согласования с органами Прокуратуры, и по основаниям установленным в статье 10 часть 2 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», исключения в данном случае составляют проверки исполнения ранее выданных Предписаний, с истекшим сроком, установленным для устранения выявленного нарушения земельного законодательства.

Далее, я бы хотела рассказать порядок проведения плановой проверки соблюдения земельного законодательства с учетом всех требований действующего законодательства, в частности, ход проверки предлагаю пронаблюдать на примере проведенной мной проверки юридического лица ООО «СФИНКС»:

В первую очередь, формируется и утверждается ежегодный план проверок соблюдения земельного законодательства, куда и было включено ООО «СФИНКС», проверка запланирована на июнь 2011 года. Информация о плане проверок размещается на сайтах Управления Росреестра, Прокуратуры, Администрации и сайтах других контролирующих органов, участвующих в проверке. После утверждения плана проверок, согласно графику проверок, главным государственным инспектором округа (области) по использованию и охране земель выносится Распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства в соответствии с утвержденной формой гербового бланка, в котором указывается субъект проверки, сроки проведения проверки, земельные участки, подлежащие проверки, а также должность и ФИО инспектора (инспекторов) назначенных для проведения плановой проверки. Зарегистрированное Распоряжение о проведении плановой проверки направляется инспектору соответствующей территории и является основанием для проведения проверки. В моем случае проверка проводилась заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по г. Когалыму Беляевой А.В. на территории муниципального образования г. Когалым, где и находится земельный участок.

Уполномоченный на проведение плановой проверки Государственный инспектор по использованию и охране земель на основании вынесенного главным государственным инспектором Распоряжения готовит извещение субъекту проверки такой проверки, о сроках проверки, а также времени и месте явки законного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя. Извещение о проведении проверки, вместе с копией Распоряжения направляется субъекту проверки заказным письмом, либо иным способом (лично под роспись, факсимильно). Извещение должно быть получено субъектом проверки не позднее чем за 3 дня до начала такой проверки.

Т.е. после получения Распоряжения о проведении плановой проверки мной было подготовлено Извещение о проведении такой проверки на ООО «СФИНКС» с указанием даты, времени и места явки законного представителя и перечня запрашиваемых для проведения проверки документов, содержащее также предупреждение об административной ответственности, предусмотренной статьями 19,4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)» и 19,7 «Непредоставление сведений (информации)» КоАП РФ. Подготовленное Извещение вместе с копией распоряжения было заблаговременно направлено на юридический адрес данного предприятия заказным письмом с уведомление о вручении такого письма. Информация о вручении заказного письма (уведомление) имеется, значит юридическое лицо уведомлено о проверке надлежащим образом.

Вместе с тем, следует отметить, что государственный инспектор заранее, до начала проверки собирает всю необходимую информацию о субъекте проверки и о принадлежащих ему на том или ином праве земельных участках, а также информацию о самих земельных участках (границах земельного участка, координатах, категории, разрешенном использовании, площадь и иную необходимую информацию), путем направления запросов в соответствующие органы и с использованием собственной базы данных.

В данном случае были направлены соответствующие запросы о предоставлении информации в Налоговые органы г. Сургута (запрос выписки из ЕГРЮЛ) т.к. предприятие состоит на учете в г.Сургуте, в Администрацию МО г. Когалым, ФГУ «Земельная кадастровая палата», также были подняты архивы из ЕГРП по используемым земельным участкам.

В назначенное в извещении время и место к государственному инспектору должен явиться законный представитель субъекта проверки либо его уполномоченный представитель (полномочия представителя подтверждаются доверенность). При проведении проверки в отношении ООО «СФИНКС» возникла следующая ситуация: в назначенную дату, время и место законный представитель юридического лица ООО «СФИНКС» не явился, запрашиваемые материалы, необходимые для проведения проверки не предоставил, заявлений (ходатайств) об изменении даты или времени проверки не заявлял. Поскольку ООО «СФИНКС» было надлежащим образом уведомлено о дате и времени проверки и предупреждено о возможной административной ответственности, данному обществу было направлено уведомление о вызове законного представителя для составления протоколов по статьям 19,4 и 19,7 КоАП РФ.

В назначенную в уведомлении дату, время и место явился представитель ООО «СФИНКС» с доверенностью от Директора общества, для представления интересов общества при проведении проверки и составлении протокола с правом подписи всех необходимых документов.

Т.к. за неявку на проверку, а равно неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) и непредоставление запрашиваемых сведений административная ответственность уже наступила, на данное юридическое лицо был составлен протокол по статье 19,7 КоАП РФ и на должностное лицо (законного представителя) по статье 19,4 КоАП РФ. Данные протоколы, с приложением всех подтверждающих документов были направлены мировому судье.

После составления протоколов за наступившую ответственность была проведена проверка соблюдения земельного законодательства. Совместно с законным представителем производится выезд на территорию проверяемого земельного участка для его натурного обследования, осуществления промеров границ и т.д.. В результате чего составляется акт обследования земельного участка, ведется фото/видео съемка, фиксируются все выявленные нарушения земельного законодательства.

В случае отсутствия нарушения земельного законодательства составляется акт проверки, в котором указывается вся информация о проведенной проверки и отсутствие нарушений земельного законодательства (с приложением подтверждающих это материалов) и проверка на этом закрывается.

В случае выявления нарушения земельного законодательства составляется протокол об административной ответственности, где указываются все выявленные нарушения и статья КоАП РФ, предусматривающая ответственность за выявленное нарушение.

В ходе проверки ООО «СФИНКС» были выявлены нарушения земельного законодательства в виде использования земельного участка без оформленных в установленном порядке документов на землю, а именно ООО «СФИНКС» используется земельный участок под размещение рекламного щита, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют, ранее земельный участок не арендовался, в собственности не находится, на государственном кадастровом учете не состоит. В данном случае нарушена статья 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена в соответствии со статьей 7,1 КоАП РФ. Выявленные нарушения фиксируются путем составления протокола осмотра территории, производится обмер границ земельного участка, фотосъемка. После сбора доказательной базы составляется протокол об административном правонарушении, в котором описываются все выявленные нарушения, обстоятельства дела, лица участвующие в проверке, берутся объявления с законного представителя по фактам выявленных нарушений, разъясняются права и обязанности. Протокол подписывается государственным инспектором проводившим проверку и законным представителем юридического лица, участвующем в проверке. После проведения проверки, в случае выявления нарушения земельного законодательства все материалы проверки формируются в административное дело и направляются на рассмотрение главному государственному инспектору по использованию и охране земель соответствующей территории или его заместителю.

Главный государственный инспектор по использованию и охране земель соответствующей территории или его заместитель рассматривает представленные материалы дела и при соблюдении всех требований законодательства, а также при наличие факта нарушения выносит Определение о назначении времени и места рассмотрения административного дела и вручает его под роспись законному представителю субъекта проверки (ООО «СФИНКС»).

В назначенное в определении время и место законный представитель юридического лица ООО «СФИНКС» должен явиться на рассмотрение административного дела и изложить свои доводы и доказательства по существу выявленного нарушения, либо заявить ходатайство о переносе даты или времени рассмотрения административного дела (с указанием уважительной причины для переноса). В случае неявки представителя юридического (если не было заявлено ходатайство о переносе) административное дело может быть рассмотрено в его отсутствие, что фиксируется в принимаемом по делу решении, решение по делу направляется Юридическому лицу по почте.

Рассмотрение Административного дела и принятие решения по нему осуществляется Главным государственным инспектором по использованию и охране земель соответствующей территории или его заместителем.

На рассмотрении дела об административном правонарушении учитываются все обстоятельства дела, вид административного нарушения (статья КоАП РФ), степень вины субъекта и систематичность нарушения, в результате чего определяется степень его вины и размер административного наказания (размер административного штрафа).

Результатом рассмотрения дела об административном правонарушении является Постановление о назначении административного наказания, либо определение о прекращении производства по делу (в случае недоказанности вины).

При рассмотрении Административного дела и принятии решения по делу ООО «СФИНКС» учитывались все обстоятельства дела, в том числе вина общества. В моем случае законный представитель ООО «СФИНКС» на проверку явился, с нарушением полностью согласен. Ввиду чего ООО «СФИНКС» было вынесено решение о привлечении общества к административной ответственности за нарушение земельного законодательства по ст. 7,1 кодекса об Административных правонарушениях РФ в виде административного штрафа на сумму 10000р. При назначении размера административного штрафа, который варьируется от 10000р. до 20000р. Учитываются все обстоятельства дела, отягчающие и смягчающие обстоятельства. В данном случае при рассмотрении дела отягчающие обстоятельства не выявлены, поэтому размер назначенного штрафа является минимальным.

Постановление о назначении административного наказания вручается под роспись законному представителю Юридического лица ООО «СФИНКС».

В целях устранения правонарушений Управлением Росреестра выносятся обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, с указанием сроков их устранения, исполнение которых впоследствии контролируется должностным лицом, вынесшим предписание.

Вместе с Постановление ООО «СФИНКС» было вручено Предписание об устранении допущенного нарушения земельного законодательства, в котором устанавливается срок для его устранения. Предписание так же выносит Главный государственный инспектор по использованию и охране земель соответствующей территории или его заместитель.

В случае невыполнения в указанный срок предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства к правонарушителям применяются меры административного воздействия, предусмотренные пунктом 29 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, с дальнейшим направлением материалов в суд.

До окончания установленного в предписании срока, нарушитель может заявить ходатайство о продлении срока исполнения предписания указав в ходатайстве что уже было сделано, для устранения допущенного нарушения (с приложением подтверждающих документов) и указав причины, по которым нарушение не будет устранено вовремя. Такое ходатайство рассматривается Главным государственным инспектором по использованию и охране земель соответствующей территории или его заместителем, по результатам рассмотрения выносится Определение о продлении срока исполнения предписания на определенный период, либо об отказе в продлении срока исполнения предписания.

По истечению срока исполнения предписания в отношении Юридического лица проводится проверки исполнения предписания. Такая проверка является внеплановой, но согласования с органами прокуратуры не требует. При проведении такой проверки государственным инспектором проверяется исполнено ли требование выданного Предписания или общество ничего для исполнения предписания не сделало. В моем случае, при проведении проверки исполнения предписания ООО «СФИНКС» не выполнило требование выданного Предписания, в следствии чего на ООО «СФИНКС» был составлен протокол об административной ответственности по статье 19,5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)». ООО «СФИНКС» с нарушением согласен, т.к. само общество не занималось оформлением документов. Все материалы проверки, вместе в протоколом об административной ответственности были направлены Мировому судье.

Согласно части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

В ходе осуществления государственного земельного контроля выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения. При проведении внеплановой проверки по исполнению предписания при установлении факта неустранения нарушения земельного законодательства правонарушителю выдается новое предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства с указанием нового срока его исполнения. После истечения которого вновь проводится внеплановая проверка исполнения Предписания. Данная процедура повторяется до тех пор пока нарушение не будет устранено полностью.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее