Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Причины алкоголизма и особенности проблемы

Экспериментальное исследование на предмет подвержености молодёжи к алкоголизму, проведённое среди студентов РГУПС

Цели, задачи и основные этапы исследования. Проблема алкоголизма является одной из важнейших социально-медицинских проблем. Это связано с тем, что в результате широкого распространения среди населения привычки употребления спиртных напитков и увеличения числа лиц, злоупотребляющих алкоголем, наносится огромный вред здоровью населения и обществу в целом.

Особенно тревожит тот факт, что средний возраст приверженцев алкоголя постоянно снижается. Мы хотим более подробно остановиться на проблеме алкоголизма среди учащейся молодежи высших учебных заведений, т.к. несмотря на высокий уровень информированности и образованности, распитие спиртных напитков все же является в этих кругах популярным времяпрепровождением. С данной проблемой должно бороться не только обществу, но и каждый человек также должен осознавать для себя большой вред и стараться бороться с ним. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы.

Проблема исследования:

Проблема данного социологического исследования заключается в изучении причин распространения пристрастия к спиртным напиткам среди молодежи.

Цель исследования:

Цель исследования - выявить состояние этой проблемы на данный момент времени в Ростовском государственном университете путей сообщения (РГУПС).

Задача исследования:

Собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса, проводимого в форме анкетирования.

Объект исследования:

Учащиеся высших учебных заведений города Ростова-на-Дону - генеральная совокупность. Выборочная совокупность - студенты Гуманитарного факультета РГУПС.

Предмет исследования:

Предмет данного исследования - приверженность студентов к употреблению спиртных напитков.

Гипотеза исследования:

Большинство случаев потребления спиртных напитков связано с целью повысить свое настроение либо, по утверждениям пьющих, “расслабиться”, и причиной, по которой они впервые стали их употреблять алкоголь, является желание попробовать и почувствовать себя взрослым.

Негативные последствия, которые несёт алкоголизм, оказывают, прежде всего, вред здоровью.

Основные этапы проведённого исследования:

Формирование рабочей группы.

Разработка программы исследования.

Разработка инструментария.

Расчет выборки.

Проведение пилотажных исследований.

Размножение инструментов.

Инструктаж участников полевого исследования.

Организация полевого исследования.

Контроль качества заполненных документов.

Подготовка инструментов к обработке.

Обработка.

Анализ результатов.

Анкетирование как метод социологического исследования. Анкетирование проводилось в форме прямого опроса (раздаточное анкетирование) в одной из аудиториях Гуманитарного факультета РГУПС в течение большой перемены.

В анкетировании принимало участие 30 человек.

Генеральной совокупностью в данном исследовании является население в возрасте от 17 от 25 лет.

Выборочная совокупность равна 30 человек: 15 мужского пола и 15 женского.

Мы проводим выборочное исследование при помощи анкетирования и не претендуем на большую репрезентативность полученных данных.

Данным исследованием мы хотим обратить внимание общества на данную проблему.

Для проведения анкетирования была составлена специальная анкета.

Анализ результатов проведённого исследования. После сбора и обработки анкет, информации была сведена в следующую таблицу 1.

Анализируя результаты нашего исследования, мы сделали следующие выводы:

- Наша гипотеза о том, что пристрастие к алкоголю укоренилось среди молодёжи, оказалась верной. Большинство молодых людей подвержены данной вредной привычке, в частности: алкоголю подвержены 93% мужчин и 86% женщин.

Основной целью потребления спиртных напитков является повышение настроения - 50% (53% - девушки, 46% - парни). Кроме того, 46% молодых людей употребляют спиртное, чтобы поддержать компанию - также 46%; среди девушек более популярна такая причина, как снятие стресса - 53%.

Отказаться от предложения выпить уже не могут 20% юношей и 6,7% девушек. Мы не уточняли, происходит это вследствие нежелания “обидеть” предлагающего, или же спиртное превратилось в необходимость, от употребления которой никогда не отказываются.

Степень зависимости от алкоголя показана следующими показателями:

ежедневно употребляют спиртные напитки 6,7% мужчин и 0% женщин.

не более трёх раз в неделю - 67% мужчин и 46% женщин.

не более трёх раз в месяц - 33% мужчин и 46% женщин

Таблица 1 Результаты анкетирования по проблеме распространения пристрастия к алкогольным напиткам среди студентов Гуманитарного факультета РГУПС

Вопросы

Вариант ответа

Количество ответов

Процентное соотношение

Общее процентное соотношение

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

1. Употребляете ли вы алкоголь?

а) да

14

13

93%

86%

90%

б) нет

1

2

7%

14%

10%

2. С какой целью вы употребляете спиртные напитки?

а) снятие напряжения

5

7

33%

46%

40%

б) повышение настроения

7

8

46%

53%

50%

в) поддержка компании

7

3

46%

20%

30%

3. Всегда ли вы можете отказаться от предложения выпить?

а) да

12

14

80%

93%

86,6%

б) нет

3

1

20%

6,7%

13,3%

4. Как часто вы употребляете спиртные напитки?

а) ежедневно

1

0

6,7%

0%

3,3%

б) не более трёх раз в неделю

10

7

67%

46%

56,6%

в) не более двух раз в месяц

5

7

33%

46%

40%

5. Какие спиртные напитки вы предпочитаете?

а) водка

5

0

33%

0%

16,6%

б) пиво

10

1

67%

6,7%

36,6%

в) вино

4

0

26,7%

0%

13,3%

г) джины, коктейли

4

7

26,7%

46%

36,6%

6. Знаете ли вы о вреде, наносимом организму алкоголем?

а) да

15

4

100%

93%

96,6%

б) нет

0

0

0%

0%

0%

7. Считаете ли вы, что выпиваемые вами напитки вредят вашему здоровью?

а) да

5

6

33%

40%

36,6%

б) нет

10

9

67%

60%

63,3%

8. Нравится ли вам состояние алкогольного опьянения?

а) да

11

8

73,3%

53%

63,3%

б) нет

4

7

26,7%

47%

36,6%

9. Какие чувства вызывает у вас человек, оказавшийся от спиртного во время застолья?

а) удивление

5

4

33%

26,7%

30%

б) недовольство

0

2

0%

13%

6,6%

в) обиду, что отказывается выпить с вами

1

2

6,7%

13%

10%

г) жалость

2

0

13%

0%

13,3%

10. Во сколько лет вы впервые попробовали алкогольный напиток?

а) до 12 лет

2

1

13%

6,7%

10%

б) 12-16 лет

10

12

67%

80%

73,3%

в) 17-20 лет

2

2

13%

13%

13,3%

г) после 21

0

0

0%

0%

0%

К сожалению, вопрос 5 (предпочтение какого рода спиртных напитков) выявило пристрастие 33% юношей исключительно к напитком с высоким содержанием алкоголя (водка). Наиболее популярным напитком среди юношей оказалось пиво - 67%, у девушек - джины и коктейли - 46%.

Как и предполагалось ранее, большинство респондентов знают о вреде алкоголя для здоровья. - 96,6%.

Однако, на вопрос, считаете ли вы, что выпиваемые вами спиртные напитки приносят вред вашему здоровью, утвердительно ответили только 36,6% респондентов. Это (в сравнении с частотой употребления ими спиртного), заставляет сделать вывод, что они не объективно оценивают эффект алкоголя.

Восьмой вопрос был переходным и рассчитан на чисто субъективный ответ: состояние алкогольного опьянения нравится 73,3% юношей и 53% девушек.

Одним из основных вопросов анкеты можно считать девятый: “Какие чувства вызывает у вас человек, отказывающийся от спиртного во время застолья?”

Удивление - 30% (вывод: 30% молодежи не представляют себе праздник без горячительных напитков, поскольку человек, отказавшийся от спиртного во время застолья, вызывает недоумение).

Недовольство - 6,6% (причем все - девушки.

Отсюда мы можем сделать вывод, что зачастую человек не отказывается выпить только ради того, чтобы не вызвать недовольство компании, так называемых друзей).

Обида, что отказывается выпить с вами - 10% (этот вариант ответа дублирует предыдущий, просто был составлен другими словами, т.к. предварительное испытание анкеты показало, что в графу “другой вариант” нередко вписывали слова “обида”, не воспринимая их, очевидно, как равноценные по смыслу варианты).

Жалость - 13,3%.

Популярным ответом в графе “ваш вариант” было “уважение” - 10%, “никаких, это его дело” - 10%.

Впервые большинство молодых людей попробовали алкоголь в 12-16 лет (ближе к 16 годам) - 73,3%.

На основании проведённого исследования можно построить следующие графики 2 и 3.

Ось Х - значения вопросов анкеты

Ось Y - ось процентных значений

Черная линия - мужчины

Серая линия - женщины

Таким образом, а основании проведённого исследования, по второй главе можно сделать следующие выводы:

1. Алкоголизм - это хроническая болезнь, прогрессирующая независимо от того, пьет алкоголик или нет.

Алкоголь есть иррегулярный нисходящий депрессант центральной нервной системы. Он предсказуемым образом и с течением времени все сильнее нарушает нормальные управляющие функции мозга.

Алкоголизм неизлечим. Болезнь продолжает прогрессировать все зависимости от того пьёт человек или нет.

  • 2. Среди современных технологий социальной работы с лицами, страдающими алкоголизмом наиболее эффективной технологией является методика доктора Зайцева, основанная на социотерапии - лечении средой.
  • 3. Профилактика алкоголизма осуществляется следующим направлениям:
    • - Психологическое направление;
    • - Медико-социальное;
    • - Здравоохранное направление;
    • - Административно-правовое.

График 2 Результаты исследования. Мужчины и женщины

График 3 Результаты исследования. Общее процентное соотношение

Основой первичной профилактики алкоголизма является здоровый образ жизни.

  • 4. Злоупотребление алкоголя в семье крайне негативно сказывается на духовном и физическом здоровье ребёнка.
  • 5. В ходе проведенного экспериментального исследования было установлено, что большинство случаев потребления спиртных напитков связано с целью повысить свое настроение, либо, по утверждениям пьющих, «расслабиться», и причиной, по которой они впервые стали их употреблять алкоголь, является желание попробовать и почувствовать себя взрослым.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее