Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Разгон Учредительного Собрания

Идея Учредительного собрания в программах русских политических партий в 1917 г.

Впервые в России о возможности созыва Учредительного Собрания во второй половине XIX в. заговорил теоретик анархизма М. Бакунин, исключительными правами оно наделялось в программах народовольцев. В 1903 г. на II съезде РСДРП идея созыва Учредительного Собрания была внесена в партийную программу-минимум; в следующем году -- в проект эсеровской программы. После февральской революции лозунг о созыве Учредительного Собрания был одобрен в политических кругах общества. Он содержался в манифестах и декларациях всех политических партий. Образованное 2 марта 1917 г. правительство России назвало себя временным по той лишь причине, что видело свою задачу в том, чтобы довести страну до созыва Учредительного Собрания. Конечно, перед правительством возникли определенные технические трудности (нерешенность вопроса о системе выборов, отсутствие необходимого для их проведения аппарата), но, несомненно, они были бы преодолены, если бы не ряд политических проблем. В политической жизни страны между февралем и Октябрем доминировали две тенденции. Одна - развитие конфронтации в обществе, инициированная большевиками. С возвращением в Россию Ленина партия провозгласила курс на подготовку социалистической революции, установление диктатуры пролетариата. Вторая тенденция, заключалась в создании устойчивой коалиции умеренных политических сил, на которые смогло бы опереться Временное правительство. Борьба этих противоречивых тенденций и определила динамику политических событий 1917 г.

Уже в конце июня, воспользовавшись стихийно возникшим недовольством рабочих Петрограда, большевики попытались ликвидировать власть Временного правительства, но не достигли успеха. Через месяц с небольшим такую же попытку предприняли крайние правые силы, но и мятеж Корнилова потерпел неудачу.

Вместе с тем и коалиционные силы (кадеты, эсеры, энесы и меньшевики) во главе с Временным правительством не смогли извлечь из достигнутых побед дополнительный политический капитал. Скорее наоборот, по пути от Февраля к Октябрю они его катастрофически быстро теряли. Их союз оказался шатким, один правительственный кризис сменялся другим, третьим, правительство либералов и демократов оказалось неспособным к проведению результативной и целостной политики, его действия под давлением и справа, и слева напоминали топтание на месте, нерешительные метания из стороны в сторону.

В ночь на 2 марта в соглашении исполкома Петроградского Совета и членов Временного комитета Государственной Думы вырабатывается юридический статус Учредительного Собрания, включавший три принципа: всеобщие свободные выборы, решение главных вопросов государственной жизни, включая определение формы правления, есть исключительная прерогатива Учредительного Собрания, только само Собрание определит круг и границы своих задач.

Отсюда и пределы деятельности Временного правительства: оно не имеет права устанавливать какую-либо постоянную форму правления, создает условия для созыва Учредительного Собрания. Исходя из этой политической ситуации, Временное правительство сформулировало в марте следующие принципы отношения к старому строю и Учредительному Собранию:

  • 1. По возможности сохранить существующие законы и учреждения впредь до издания новых Учредительным Собранием.
  • 2. Из существующих учреждений и законов отменить только те, оставление которых при новом строе безусловно невозможно.

Какое же место занимала идея созыва Учредительного собрания в программах политических партий в 1917 г.?

Кадеты /партия "народной свободы"/ первоначально поддержали лозунг Учредительного Собрания на своем VП съезде. Но при этом они считали, что оно лишь промежуточный этап на пути к нормальному законодательному органу. Учредительное Собрание должно стать однократным явлением - принять Конституцию и определить тип устройства России," не принимая на себя функции "всей власти". По мнению кадета З.М.Гессена, "... в неограниченной полновластности Учредительного Собрания таится великая опасность, поскольку при его "неограниченной власти", о суверенитете народа не может быть и речи". Видя быстрое разложение русского общества на социальные слои и группы, кадеты заявляют, что считать Учредительное Собрание выразителем общей воли народа есть утопия. По мнению кадетов, в России создалось "настоящее волчье царство", и "на этой почве, уготованной взаимными ненавистями и непримиримой враждой, хотят создать у нас то Учредительное собрание, которое должно внести мир и успокоение в страну. Ведь это же такая почва, на которой вы ничего создать не можете".

Кадеты стремятся максимально оттянуть срок его созыва, желательно до победы в первой мировой войне, которая снизила бы революционный накал, придала вес кадетской партии как организатору победы, помогла бы на патриотической волне сгладить классовые и национальные противоречия.

Эсеры в своей пропаганде внушали мысль, что. Учредительное Собрание - "совет всея земли", подобный Земскому собору 1613 г., что Учредительное Собрание есть высшая цель революции, которая может считаться завершенной с началом его работ. По их мнению, "момент воссоединения двух стихий общественности власти и народа" на заседаниях Учредительного Собрания произведет "чудо пересоздания русского общества на началах не ведомых миру". Эсеры считали также, что Советы - это временные "выборные центры революционных сил народа и армии", которые после созыва Учредительного Собрания должны будут устраниться с политической арены. С мая 1917 г. в рядах эсеров выделяется левое течение. Оно признавало Советы подлинными выразителями политической воли революционной демократии, но властью временной. После созыва Учредительного Собрания они будут иметь значение только центра "трудовых классов". Поэтому для левых эсеров Советы осенью 1917 г. были лишь "гарантией своевременного созыва и спокойной работы Учредительного Собрания".

Народные социалисты /"энесы"/ относились скептически к возможностям будущего Учредительного Собрания. С одной стороны, они критиковали эсеров за стремление превратить его в машину для голосования. С другой, они критиковали Временное правительство, которое "плывет без руля и без ветрил", не формирует "мнение страны", накануне выборов оставляет в деревне все по старому вопреки воле крестьян. Энэсовцы видели "большую опасность" в Советах для Учредительного Собрания.

Меньшевики, не видя в России предпосылок социализма, делали ставку на буржуазное государство. Учредительное Собрание для них - "венец революции". Отсюда их борьба против тенденции Советов к "самостоятельной классовой линии".

Большевики. Ленин никогда не придавал первостепенного значения созыву Учредительного Собрания, не видел в ней конечной цели политической борьбы. И все же лозунг "учредилки" большевики не отбрасывали, хорошо понимая, что он имеет в массах немало сторонников. Характерно в этом отношении их поведение в момент взятия власти. В документах II Всероссийского съезда советов немало места отводилось Учредительному Собранию. В написанном Лениным и утвержденном съездом обращении "Рабочим, солдатам и крестьянам" говорилось, что советская власть "обеспечит своевременный созыв Учредительного Собрания". В постановлении съезда об образовании рабочего и крестьянского правительства подчеркивалось, что это правительство (Совет Народных Комиссаров) будет управлять страной вплоть до созыва Учредительного Собрания, на котором, по обещанию Ленина, и должен будет окончательно решиться вопрос о мире. Декрет о земле был объявлен временным законом, который должен действовать до Учредительного Собрания.

По меткому замечанию историка О.Н.Знаменского, с выборами в Учредительное Собрание "никто не спешил. Каждая из партий хотела успешнее заступить на выборах... Шла большая политическая игра"

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее